«Китайцы» и Универсиада – трендсеттеры автомобильного рынка Казани в 2013 г.

19.02.2014

Универсиаду принято называть причиной всех положительных изменений в Казани последних лет. Для рынка автомобилей, похоже, утверждение истинно.

По итогам 2013 г. Казань была признана городом с лучшими дорогами в России; сюда благодаря росту покупательской способности казанцев пришли такие автобренды как Volvo, Infinity и Mercedes.  

Все это позволило региону пережить сложный 2013 г. в целом лучше, чем другим регионам России. Но предвестников кризиса автодилеры все же увидели и вовсю ведут бой за прибыль, которая, несмотря на рост остальных показателей, снижается.

Татарстанский феномен

Подводя предварительные итоги 2013г. аналитики констатировали: автомобильный бум закончен. Согласно оценкам аналитического агентства «АВТОСТАТ» в минувшем году было продано на 6%  меньше легковушек, чем за 2012 г. Несмотря на спад продаж, финансовая емкость рынка осталась примерно на том же уровне: 2,34 трлн. рублей в 2013 и 2,33 трлн. рублей в 2012 году. По данным агентства, около 47% новых автомобилей было куплено в кредит.

Хотя первое полугодие продаж на российском автомобильном рынке было для автодилеров вполне успешным: продали так много, что по уровню продаж на сентябрь 2013 г. вышли на первое место в Европе. На фоне общего подъема Татарстан отличился особо – по итогам первого полугодия 2013 г. Казань заняла первое место на российском автомобильном рынке по динамике роста продаж среди крупных городов страны, а республика - четвертое место среди регионов по объему рынка новых автомобилей по состоянию на сентябрь 2013 г.

Стоит отметить, что в Татарстане по итогам 2013 г. наблюдалась особенная тенденция, не присущая другим регионам страны, – резкое снижение продаж на вторичном рынке при росте продаж новых автомобилей. Согласно данным агентства «АВТОСТАТ» продажи вторичных автомобилей в РТ снизились на 8%. Падение продаж началось уже в первые месяцы 2013 г., а по итогам первого полугодия объем рынка поддержанных автомобилей Татарстана уменьшился сразу на 18,4% по сравнению с тем же периодом 2012 г.

В 2013 г. в РФ стали меньше покупать автомобилей Lada, Daewoo и Hyundai. Это общероссийская тенденция, которая нашла свое отражение и на рынке автомобилей республики, вот только в Татарстане эти показатели достигли  рекордных  показателей: продажи Lada снизились на 20%, Daewoo – на 17,4%, а Hyundai- на 10,6%.

«Китайцы» будут только расти

Если в целом рынок показал падение, некоторые сегменты заметно подросли. Больше покупали по сравнению с 2012 г. китайские автомобили, компактные кроссоверы и автомобили «премиум-класса». В 2013 г. Татарстан наряду с Башкортостаном вышел в лидеры среди российских регионов по продажам китайских автомобилей. В каждой было продано по 4,5 тыс. авто. В Татарстане рост продаж составил 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года! Эксперты отмечают, что за последние несколько лет качество китайских автомобилей значительно улучшилось, а вот цена осталась по-прежнему низкой, так что спрос на такие автомобили будет только расти.

Однако не все дилеры сегодня готовы выйти в этот сегмент, несмотря на взрывной его рост.

«Пока мы не будем уверенны в качестве продукции, китайскими автомобилями заниматься не будем. Хотя, надо отдать должное, китайские производители не стоят на месте – прогресс налицо. Возможно, когда-нибудь, в недалеком будущем, мы будем с ними сотрудничать», - объясняет свою позицию Вячеслав ЗУБАРЕВ, председатель совета директоров компании «ТрансТехСервис».

Jeep, BMW, Mercedes-Benz, Audi, Land Rover – продажи на все эти и другие автомобили «премьер-класса» в целом не зависят от состояния рынка, процентов по автокредиту и других финансовых «катаклизмов», так что рост продаж на автомобили данного класса весьма предсказуем. Победитель в категории премиум – BMW. Это неудивительно, считает Вячеслав Зубарев, учитывая новую ценовую политику производителя, благодаря которой круг покупателей этих автомобилей значительно расширился. BMW первой серии сейчас стоит от 840 тыс. руб., обращает внимание он.

А вот в массовом сегменте самыми популярными оказались Renault Duster, Huyndai Solaris, KIA Rio. Очень хорошо в 2013 г. продавались автомобили Toyota, продолжает г-н Зубарев Зубарев. Кроссоверы, а особенно компактные варианты вроде Suzuki SX4, в последнее время все больше захватывают рынок – по итогам 2013 г. 35% от всех продаж новых автомобилей составили именно городские «внедорожники».

Очень прилично выросли продажи Mazda, в первую очередь благодаря появлению новых дилеров, в частности «Айрон Моторс».

«Мы оцениваем старт очень позитивно, - говорит Йорг ШРАЙБЕР, генеральный директор ООО «Мазда Моторс Рус». - Число приобретенных автомобилей Mazda в Татарстане выросло на 47% до 1899 единиц. В первую очередь, рост продаж связан с появлением новых дилеров в Татарстане. В конце 2012 г. появился дилер в Набережных Челнах, а в апреле 2013 г. наш дилерский центр «Айрон Моторс» начал продажу автомобилей. В мировой практике производители ориентируются на 25% рост продаж при появлении нового дилерского центра, поэтому наш рост продаж в регионе вполне закономерен».

В лизинг брали в 2013 г. в Татарстане в основном автомобили «премиум-класса» и надежные автомобили среднего класса.

В портфеле Лизинг-Трейд в 2013 г. наибольшее количество сделок было по направлению «легковые автомобили». Традиционно в прошлом году спросом пользовались автомобили Volkswagen и Toyota. Также востребованным у бизнеса был премиум класс – Lexus, Porsche, Mercedes Benz», - рассказывают в компании.

Гонка преследования прибыли

2013 г. выдался сложным для российского автомобильного рынка, за которым аналитики наблюдали особенно пристально – будет падать этот рынок, значит, кризис все-таки идет. Дилеры говорят, что определенно некоторые явления на рынке заставляют их волноваться, но падение на 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – это невеликая беда. К тому же падение продаж отмечали далеко не все дилеры, самые крупные напротив, продажи увеличивали.

«Кризисом это назвать невозможно. Если в ноябре 2008 г. все просто встало, то сейчас спрос растет немного, падения посещаемости мы не видим», - говорил «ДК» Михаил КОТЛЯРОВ, замдиректора «АКОС».

На снижение продаж может сыграть то, что банки стали менее охотно одобрять автокредиты, за счет которых покупается более половины автомобилей. Так, если в 2012 г. одобрялось 90% заявок, то в 2013 г. уже только 70%, обращает внимание г-н Котляров. 

Что по-настоящему беспокоит дилеров – это падение прибыли, маржинальность падает даже у самых крупных компаний. Это говорит о том, что реалии авторынка меняются, говорят в «ТТС». Сергей ЧЕРНОВ, замдиректора «КАН АВТО» обращает внимание на изменение потребительского поведения – покупатели снизили аппетиты, все чаще выбор останавливается на более дешевых автомобилях.

«Покупатель меняя автомобиль может даже выбрать автомобиль более высокого класса, но при этом возьмет базовую комплектацию, - уточняет Михаил Котляров. - А ведь у производителей все планируется на год вперед, и они не будут менять соотношение числа комплектаций одной и той же модели. Получается, что мы продаем только базовые комплектации, а все остальные у нас застаиваются». 

В период падения прибыли большинство автосалонов делают упор на сервисном обслуживании клиентов, говорят участники рынка. Так поступает, например, «Айрон Моторс», который в декабре 2013 г. открыл участок кузовного ремонта - «Айрон Мастер». Поспешил со сроками сдачи своего крупнейшего в России центра кузовного ремонта в 2013 г. «КАН АВТО», вложив в него $10 млн.

Эксперты уверены, что и первый, а может и второй квартал 2014 г. станут для дилеров испытанием.

«2014 г. может оказаться для бизнеса более непростым, чем предыдущий̆. Неутешительные прогнозы МВФ на рост ВВП России, обязательства перед ВТО, сокращение госзаказов негативно повлияют на бизнес в целом. Производители легкового автотранспорта (а соответственно и дилеры) сработают в 2014 г. разнонаправлено, но в основном покажут падение. Рынок просядет на 8-10%. Остро скажется и все более возрастающая закредитованность наших граждан, и рост просрочки по кредитам, - оценивают ситуацию в «Лизинг-Трейд». - Рынок коммерческого транспорта продолжит снижение и в 2014 г. покажет результаты на 10-15% ниже прошлогодних. Нестабильная ситуация с долларом/евро и неуверенность в экономике страны сыграет на руку отечественным производителям, однако и они продадут меньше 2013 г.»

«Мы считаем, что в 2014 г. в Татарстане продолжится перераспределение регионального авторынка и появление новых дилерских автоцентров; в массовом сегменте произойдет дальнейший рост продаж автомобилей китайских брендов, премиум-сегмент будет также стабильно расти; потребитель станет более требовательным, что потребует от всех автодилеров повышения стандартов обслуживания. Поэтому от того, насколько основные игроки автобизнеса будут готовы к этим процессам, зависят перспективы развития регионального авторынка в целом», - считают в «Айрон Моторс».

Несмотря на большие планы по расширению сети автосалонов в компании «ТрансТехСервис» по отношению к 2014 г. настроены скептически и не ожидают от 2014 большего, чем от 2013 г.

«Вероятно, в этом году, как и в прошлом, лучше всего будут продаваться автомобили премиальных брендов. Летом мы откроем в Казани новый салон BMW, а в Набережных Челнах – автосалон Land Rover.  К концу 2014 г. в холдинге будет 70 автоцентров в 9 городах пяти регионов. Линейка брендов расширяться не будет. Мы и так – единственные в России, кто работает с таким большим количеством производителей. В нашем портфеле 24 автобренда! Если в 2013 г. рост продаж в автосалонах «ТрансТехСервис» составил 15%, то в этом году мы рассчитываем на 10% рост», - говорит Вячеслав Зубарев.


Источник: http://kazan.dk.ru/news/kitajcy-i-universiada-trendsettery-avtomobilnogo-rynka-kazani-v-2013-g-236832154#ixzz2uW4j11qm

Возврат к списку